(Черниговской и Нежинской епархии), в с. Густынь Прилукского р-на Черниговской обл. (Украина). Основным источником по истории Г. м. является Густынский монастырский летописец посл. трети XVII в. (ПСРЛ. Т. 40. С. 153-169).
Г. м. основан как муж. в 1600 г. удалившимися из Межигорского в честь Преображения Господня мон-ря схииером. Иоасафом и его учениками иером. Евфимием и мон. Геннадием. Избрав место на о-ве Густынь у г. Прилуки, братия решила основать общежительный мон-рь. Вскоре помощником престарелого схииером. Иоасафа стал приглашенный из Киева игум. Исаия (Копинский), к-рый обратился к владевшему Густынью кн. Михаилу Корыбуту Вишневецкому с просьбой разрешить устроение общежительного мон-ря. В 1615 г. князь выдал братии жалованную грамоту на о-в Густынь и др. владения, в т. ч. пахотные земли, леса (Там же. С. 155). После смерти кн. М. Вишневецкого (1615) его супруга кнг. Раина (Ирина) Могилянская подтвердила права мон-ря на владения.
В окт. 1616 г. схииером. Иоасаф скончался, Г. м. возглавил игум. Исаия (Копинский), но фактически мон-рем управляли его наместники Варлаам и Никифор. Игум. Исаия основал при Г. м. Ладинский (1616) и Мгарский Лубенский (1619) скиты.
В нач. XVII в., после заключения унии, православные в Киевской митрополии остались без церковной иерархии. В 1620 г., возвращаясь из Москвы, Иерусалимский патриарх Феофан IV посетил Г. м., а в Киеве поставил правосл. архиереев; игум. Исаия был хиротонисан во епископа Перемышльского. Впосл. в Г. м. митр. Исаия написал соч. «Алфавит Духовный». Др. знаменитый насельник Г. м., мон. Димитрий (Туптало; впосл. свт. Ростовский), в 1675 г. был рукоположен во иерея и назначен проповедником; в мон-ре подвизался и иером. Михаил (Лосицкий), впосл. переписавший Густынскую летопись (Маценко. С. 62-63).
После кончины кнг. Раины все земли Вишневецких перешли в наследство ее сыну Иеремии, к-рый принял католицизм и в отличие от своих родителей стал гонителем Православия. Братия Г. м. поддержала народные восстания против шляхты, за что подверглась преследованиям войск кн. И. Вишневецкого. Узнав о гонениях на монахов соседнего Мгарского в честь Преображения Господня мон-ря, игум. Г. м. Василий вместе с братией в июне 1638 г. бежал «в чужую землю Московскую», нек-рые из насельников остались в Молченском и Дудине мон-рях (АЮЗР. Т. 3. № 4, 10). Опустевший Г. м. спасли от разорения насельники Мгарской обители. Посетивший Г. м. в 1639 г. Киевский митр. Петр (Могила) назначил новым настоятелем игум. Илию (Торского; † 1645).
К 1614 г. в Г. м. была построена «малая» ц. во имя Св. Троицы (ПСРЛ. Т. 40. С. 154), вскоре - ограда, кельи и теплая ц. «Благовещение, или Рождество Пресвятой Богородицы при трапезе» и др. здания (Там же. С. 155). В 1625 г. братия приступила к сооружению «великия церкве» (Там же. С. 159) во имя Св. Троицы и «создаша зело красну, со всяким зуграфским украшением, единого року; всякою бо лепотою утварь ей даша от основания даже и до верха» (Там же). В 1636 г. постройки Г. м. сгорели. Назначенный свт. Петром игум. Иринарх восстановил обитель на новом месте, неподалеку от сожженного мон-ря. К 1638 г. были построены Успенская ц. с трапезой и келарней, кельи, восстановлена и перенесена старая колокольня (Там же. С. 161). В 1639 г. митр. Петр посетил Г. м., благословил возведение нового собора, строительство велось на средства молдавского господаря Василия Лупу.
В 1640-1641 гг., во время набега татар, в стенах Г. м. укрывались миряне. Недалеко от мон-ря неприятели убили неск. малолетних детей, к-рых через 3 дня нашли монахи и похоронили в мон-ре. Вскоре игум. Илия с братией обрели останки младенцев нетленными, переложили в раку и перезахоронили под алтарем строящегося собора. Троицкий храм (1641-1644) «строили… 3 года и красиво весьма и искусно его выстроили». По описанию архидиак. Павла Алеппского, сделанному ок. 1654 г., «куполов на святой церкви 5; они стоят вместе, в виде креста, средний больше (других). Кругом церкви идет навес с решеткой и 3-мя дверями, над которыми 3 купола, расположенные параллельно…» (Павел Алеппский. Путешествие. С. 183). Павел Алеппский упоминает о наличии в храме хоров, 2 (!) архиерейских мест - возле правого клироса и в зап. рукаве планового креста, приводит подробное описание резного позолоченного 5-ярусного иконостаса, к-рый «поднимался от земли к верхней части величайшего купола; святые иконы, весьма больших размеров, являют крайний предел совершенства; они углублены в ниши, дабы лучше обнаруживалась красота и зеркальный блеск их позолоты» (Там же).
В 1648 г., во время войны под рук. Б. Хмельницкого, Г. м. неск. раз подвергался разграблению. Хмельницкий издал универсал, в к-ром обязывался наказывать тех, кто мон-рь «разграбили и монахов мучили, били, а иных до смерти побили». Впосл. Г. м. получил от гетмана неск. универсалов (Документи Б. Хмельницького. С. 54-57, 144-145, 271-272, 423-426, 474).
Во время пожара 28 нояб. 1671 г. сгорели Троицкий храм, колокольня, неск. др. построек, сохранились надвратный Петропавловский храм (между 1641-1671), Успенская трапезная ц. и кельи. После пожара в Г. м. началось каменное строительство. Уникальный архитектурный комплекс Г. м. в стиле укр. барокко сохранился до XXI в. В посл. четв. XVII в. был построен 3-этажный (Варваринский) кирпичный корпус с домовой ц. во имя вмц. Варвары, настоятельскими и братскими кельями, вратами, амбарами (пристроенная в 1719 колокольня вскоре обветшала и была отстроена вновь лишь в 1844-1845).
На средства гетмана Ивана Самойловича в 1672-1676 гг. был построен и 23 мая 1676 г. (по др. сведениям, 1 авг. 1676) архиеп. Черниговским Лазарем (Барановичем) освящен собор во имя Св. Троицы с приделом во имя прп. Иоанна Кущника. Согласно летописи, под фундаментом церкви находился камень с «ящиком», в к-рый вложены мощи, «письмо на пергаменте», частица камня из Вифлеемского вертепа, камень от скалы Четыредесятницы и земля из-под камня Иорданского. Этот кирпичный собор имеет план в форме квадрифолия: к центральному 4-лепестковому в плане пространству с несколько вытянутым зап. рукавом по углам примыкают дополнительные прямоугольные помещения. Над средокрестием и 4 плановыми лепестками возвышаются 5 глав грушевидной барочной формы на граненых световых барабанах. Переход от подпружных арок к центральному барабану осуществлен с помощью 2-ступенчатых тромпов. Барабаны боковых глав опираются на обращенные к центральному пространству подпружные арки и на внешние стены с помощью системы тромпов и трапециевидных сводов. В зап. рукаве и у зап. стен сев. и юж. рукавов помещены 2-ярусные хоры, сообщающиеся между собой внутристенными лестницами. Фасады собора разделены карнизами на 2 яруса, прорезаны арочными окнами. Центральные части фасадов в верхних ярусах декорированы композициями, состоящими из 3 окон (боковые окна в наст. время заложены), обрамленных колонками, сверху и снизу ограниченных раскрепованным карнизом.
В 1695 г. на средства гетмана И. С. Мазепы была построена одноглавая кирпичная ц. в честь Успения Пресв. Богородицы с трапезной, келарней и пекарней. К XIX в. храм обветшал, трудами архим. Варсонофия был восстановлен и переосвящен в 1845 г. в честь Воскресения Господня. Подвал церкви был обращен в склеп, в к-ром похоронен малороссийский ген.-губернатор кн. Н. Г. Репнин († 1845). Восстановление церкви велось на средства его вдовы кнг. В. А. Репниной; впосл. Воскресенский храм стал родовой усыпальницей Репниных (в нач. ХХ в. склеп был разграблен). Первоначально это был храм типа восьмерик на четверике, увенчанный грушевидной главой, с большой 5-гранной апсидой и трапезной; с юга и, возможно, с севера к постройке примыкали дополнительные помещения. После перестройки в сер. XIX в. по крестообразному плану появились 2 боковые граненые апсиды по сторонам центральной, над к-рой в наст. время помещена малая главка. Рукава планового креста имеют 2-скатные покрытия с фронтонами; углы объемов оформлены пилястрами, поддерживающими раскрепованный карниз. Полуциркульные окна и ниши имеют простые прямоугольные наличники; окна барабана объединены упрощенной аркатурой с лучковыми сандриками сверху. При перестройке храма в XIX в. оказались утрачены нек-рые церковные древности, фрески скрыты под новыми записями, уничтожен старинный иконостас и портрет кн. М. Вишневецкого, древние иконы заменены новыми, написанными в С.-Петербурге.
В кон. XVII в. на средства полковника Д. Л. Горленко вокруг Г. м. была возведена кирпичная ограда с черепичным покрытием и 2 надвратными церквами (в 1754 ограда отремонтирована, в сер. XIX в. построены новые стены с 3-лопастными арками с дворовой стороны).
В 1693-1708 гг. с зап. стороны были построены ворота с одноярусной надвратной ц. во имя свт. Николая Чудотворца с куполом грушевидной формы на граненом барабане. В XIX в. церковь была перестроена по проекту архит. Ефимова и получила надстройку-колокольню с пирамидальным завершением в русско-визант. стиле (к кон. ХХ в. сохр. частично, реконструирована). К первоначальной постройке, очевидно, относится нижний ярус сооружения: квадратный в плане, декорированный пилястрами, окнами и нишами разных форм и размеров, расположенных в 4 ряда как на плоскостях стен, так и на пилястрах. Окна и ниши обрамлены рельефными наличниками, в т. ч. в форме квадрифолия (вокруг центральных, ныне заложенных ниш верхнего ряда).
С вост. стороны находилась надвратная 5-купольная кирпичная ц. во имя апостолов Петра и Павла (1693-1708; перестроена в сер. XIX в.; в 1900 был устроен придел во имя свт. Димитрия Ростовского): крестообразная, 4-лепестковая в плане, в зап. углах между лепестками помещены цилиндрические пристройки, на подклете. Храм увенчан 5 главами на барабанах (центральный - граненый, боковые - цилиндрические): над средокрестием и над плановыми лепестками (до кон. ХХ в. сохр. 3 главы луковичной формы, в наст. время заменены грушевидными). Граненые рукава планового креста по углам отмечены пилястрами, между к-рыми расположены полуциркульные окна с наличниками с трапециевидными завершениями. Над окнами помещены декоративные ниши - треугольные, килевидные, в форме квадрифолия. К постройкам XVII в. относится 3-этажный настоятельский корпус (неоднократно перестраивался во 2-й пол. XIX - нач. ХХ в.), на 1-м этаже к-рого первоначально располагалась т. н. Варваринская брама, на 2-м - братские кельи, на 3-м - кельи настоятеля; с сев.-вост. стороны к корпусу пристроена столпообразная одноглавая домовая церковь во имя св. Варвары.
В 1764 г. Г. м. был переведен в разряд внештатных, в 1793 г. закрыт. По ходатайству 1841 г. архиеп. Полтавского и Переяславского Гедеона (Вишневского) на пожертвования паствы (6686 р.) указом Святейшего Синода от 16 дек. 1843 г. Г. м. был возрожден и отнесен к 3-му классу, настоятелем назначен бывш. архим. Староладожского во имя свт. Николая Чудотворца муж. мон-ря Варсонофий. 15 мая 1844 г. состоялось торжественное открытие Г. м. Густынь называли «второй лаврой». Г. м. принадлежало в Прилукском, Роменском и Путивльском уездах ок. 3 тыс. дес. земли, мельницы и винокурни, было приписано более 3 тыс. крестьян. К сер. XIX в. под стенами монастыря ежегодно устраивались ярмарки. В мон-ре были хорошая библиотека, архив. В 1845 г. Г. м. посетил художник Археографической комиссии поэт Т. Г. Шевченко. Поэт оставил рисунки «В обители. Церковь Петра и Павла», «Врата в обители. Церковь св. Николая», «В обители. Трапезная церковь», а в повести «Музыкант» охарактеризовал обитель как «сущее аббатство Сен-Клерское» (см.: Жур. С. 66-69). Главная святыня Г. м.- Густынская икона Божией Матери, известная с сер. XVII в.,- в летнее время находилась в Троицком соборе, зимой - в трапезном Воскресенском (бывш. Успенском) храме. По субботам перед ней служился молебен с акафистом.
После 1918 г. земли Г. м. были конфискованы, хозяйство разорено, в 1924 г. мон-рь закрыт. В 1923-1941 гг. на его территории размещалась детская колония. В 1927 г. под стенами Успенской ц. был похоронен сын проф. М. О. Макаренко Орест, участвовавший в исследованиях Густыни. В 1942/43 г. в Г. м. поселились насельницы Ладинского Покровского мон-ря во главе с игум. Евстолией. Богослужения совершались в Воскресенской ц., сестры жили в 2-этажном Варваринском корпусе. 12 июля 1959 г. женская община была закрыта, впоследствии в корпусах разместился психоневрологический диспансер.
В 1993 г. Г. м. был открыт как жен., 17 дек. в обители отслужена первая литургия. Отреставрированы Троицкий собор (освящен 16 июня 1997 митр. Черниговским Антонием (Вакариком)), Воскресенская (1993), Никольская (1999) и Петропавловская церкви (2004), колокольня (1999), настоятельский корпус с домовой ц. вмц. Варвары (2002), ограда. Среди почитаемых святынь - ковчег с мощами свт. Феодосия Черниговского, Иоасафа Белгородского, Димитрия Ростовского, Лаврентия Черниговского, прп. Кукши Одесского, вмц. Варвары и др., новый список Густынской иконы Божией Матери (2000). Имеется гостиница, заведено хозяйство (пасека, пекарня, транспортный цех). К 2006 г. в Г. м.- ок. 40 насельниц, настоятельница - игум. Вера (Таран).